П Е Р С О Н А

Исследователь веков

Дизайнеры и всё что они делают!!! ::::: Знакомства!!! ::::: Лучший заработок в интернете!!! ::::: Напишите мне
 

 

Рязанское художественное училище с 1998-го года носит имя выдающегося русского учетного, доктора
Искусствоведения, лауреата Государственной премии СССР Георгия Карловича Вагнера. Г. К. Вагнер родился 19-го октября 1908 г. в городе Спасске Рязанской губернии. Он потомок по материнской линии старинного дворянского рода Кожиных, а родословная его отца переплетается с родословной великого композитора Рихарда Вагнера. В 1930 г. Г.К. Вагнер окончил РХУ (тогда художественно-педагогический техникум) по специальности «художник-педагог». В 1930-1931 г. он преподает в училище историю и социологию искусства. Параллельно работает в художественном отделе Рязанского краеведческого музея,
С 1932 года Вагнер начинает заниматься исследовательской работой и поступает на заочное отдаление искусствоведческого факультета Высших учебных курсов в городе Москве. В этот период им собирается материал для книг, и он пишет первые научные статьи.
В 1937 году ГЖ. Вагнер попадает под первую волну репрессий по статье «контрреволюционная деятельность».
Чекисты пришли за ним глубокой ночью и предъявили обвинение в контрреволюционной пропаганде и агитации. По воспоминаниям самого Г. К. Вагнера, их, «арестовав, гнали
колоннами под дулами карабинов в «столыпинские» вагоны:..под злобный лай овчарок и
ругательства охраны. Вдали мелькнуло милоелицо матери. По ее щекам текли слезы... Она крестила меня и кланялась... Больше я никогда ее не видел».
Постановление тройки при УНКВД СССР за «контрреволюционную деятельность» приговорен к 5 годам ИТЛ на северо-востоке страны. Он попал на Колыму на открытые золотые прииски. Работы на приисках едва не оказались гибельными для Георгия Карловича. Сам он всегда подчеркивал, что выжить в таких нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога. Его соседями по нарам были уголовники. Так делалось повсеместно с расчетом на то, что уголовники сломят политических. Но в этой системе бывали и сбои. Как-то Георгий Карлович, еле передвигая ноги, мел двор и, должно быть, своей беспомощностью привлек внимание старосты, уголовника, когда тот узнал что перед ним художник, его лагерное существование переменилось: двор за него дометал кто-то другой, он же в кладовке рисовал портрет старосты. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация. И все-таки пять лет растянулись на десять. Началась война, и Вагнер со своей фамилией, унаследованной от знаменитого немецкого композитора, оказался неблагонадежным вдвойне.
В 1947 году он на короткое время возвращается в Рязань, где преподает в родном училище и продолжает свою исследовательскую деятельность в художественном музее. В 1948 году Вагнер был арестован и сослан пожизненно в Красноярский край. В1956 году он был реабилитирован. Дальнейшая его жизнь и творческая деятельность связаны с Московским институтом археологии Академии наук. В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро-суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г. К. Вагнера за ней прочно закрепилось почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском искусстве.
Георгий Карлович никогда не забывал Рязань. В своих исследованиях он неоднократно обращался к зодчеству древней Рязани и Рязанской губернии XVIII-XIX веков, обращая внимание, как на известные памятники, так и на «рядовую» архитектуру, составляющую реальный фон русского зодчества.
В книге-справочнике «Старые русские города» Георгий Карлович рассматривает Рязань в одном ряду с другими яркими центрами древнерусской культуры Ярославлем, Владимиром, Нижним Новгородом. Он отмечает яркую самобытность таких архитектурных памятников Рязани, как посадские храмы XVII века и, конечно «Нарышкинское барокко», одной из характерных построек которого является Успенский собор Якова Бухвостова в Рязанском кремле.
Большое значение имеют исследования Вагнером архитектурных памятников нынешней Рязанской области и земель, входящих ранее в Рязанскую губернию. Эти труды и по сей день, остаются в своем роде, единственными. Огромную помощь в этих исследованиях оказал ученому его друг и соратник Сергей Васильевич Чугунов. Они вместе издали несколько книг, посвященных Рязани и Рязанской земле: «Рязанские достопамятности», «По Оке от Коломны до Мурома», «Окраинными землями Рязанскими».
Свою позицию ученого и гражданина, за которую ученый пострадал в годы репрессий, он продолжал отстаивать в последующие годы с истинным мужеством.
На книгах Г.К.Вагнера нет пометки «для широкого круга читателей», но тем не менее, многие из них легко читаются и содержащиеся в них сведения интересны не только специалистам, историкам и искусствоведам. Последняя книга Георгия Карловича «Великая Русь: история и художественная культура X-XVII вв.», отдельные разделы которой подготовили Д.С.Лихачев,
ГИ.Вздорное, Р.Г.Скрынников, была издана в Милане в 1994г. на английском, немецком, французском, итальянском языках и вызвала интерес не только специалистов, но и ценителей древнерусского искусства всего мира.
В последние два года жестокие страдания причиняли многочисленные болезни. В 1994г. его положили в госпиталь. После этого постоянным рабочим местом стало большое кресло у письменного стола в его кабинете.
25.01.1995г. Г.К.Вагнера приехал навестить рязанец А.Н.Бабий. Он и рассказал о последних часах жизни ученого. Бабий попросил, нельзя ли ему сделать небольшой карандашный набросок. Вагнер был спокоен и тих, погружен в себя. Когда портрет был готов, Александр Николаевич Бабий услышал шепот: «Дайте крест». Ночью Георгий Карлович преставился. На письменном столе Вагнера Псалтырь. Открыта первая страница, та, где 1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!..»
Вклад Вагнера в изучении культуры Рязани - дань благодарности родной земле. Рязань также признательна Вагнеру за его заслуги. Ученому присвоено звание Почетного гражданина города. В библиотеке Рязанского художественного музея хранятся книги и рукописи ученого. И наша задача - помнить о вкладе в науку этого ученого и продолжать начатое им дело.
Елена Евсеева
Лилия Беглова
4 курс

 

Hosted by uCoz